Как увеличить объем двигателя ВАЗ: расточка цилиндров и другие методы

Увеличение объема двигателя внутреннего сгорания (ДВС) является одним из способов повышения его мощности и крутящего момента. Особенно популярен этот метод тюнинга среди владельцев автомобилей ВАЗ. Рассмотрим основные способы, как можно увеличить объем мотора на автомобилях отечественного производства.

Расточка цилиндров

Самый распространенный метод увеличения рабочего объема ДВС — это расточка цилиндров блока. Суть его заключается в увеличении внутреннего диаметра цилиндров путем механической обработки на специальном оборудовании. Вместе с увеличением диаметра поршней и установкой новых колец это дает прибавку объема.

Например, расточка блока цилиндров двигателя ВАЗ-2103 с номинальным диаметром 76 мм до 79 мм увеличивает объем с 1,45 до 1,6 литра. А более серьезная обработка до 82 мм даст уже 1,8 л рабочего объема. Для двигателя ВАЗ-2106 аналогичная операция с увеличением диаметра цилиндров с 79 до 82 мм поднимает объем с 1,6 до 1,8 л.

Важно учитывать, что вместе с расточкой потребуется установка новых поршней и колец увеличенного диаметра. Это связано с изменением геометрии камеры сгорания. Также желательно вместе с этим провести облегчение и балансировку коленвала, шатунов и маховика.

Установка коленвала с увеличенным ходом

Другой способ прибавить кубики двигателю — это установить коленчатый вал с большим радиусом кривошипа, то есть с увеличенным ходом поршня. Это даст прирост объема за счет большего объема, описываемого поршнем при движении вверх-вниз.

Например, коленвал 86 мм, предназначенный для моторов ВАЗ-21213 объемом 1,7 л, можно установить в блок цилиндров ВАЗ-2103. Вместе со штатными поршнями 76 мм это даст рабочий объем около 1,6 литра. А если дополнить это расточкой блока до 82 мм, то получится уже почти 1,9 л.

Важный момент — длинноходный коленвал потребует установки укороченных шатунов, чтобы избежать удара поршней о клапаны. Плюс необходима более глубокая выборка под клапаны в поршнях. Все это делает данный метод достаточно трудоемким и затратным.

Установка высоких поршней

Увеличить степень сжатия и объем можно также за счет установки более высоких поршней с увеличенной компрессионной высотой. Это позволяет получить бОльший объем камеры сгорания без изменения геометрии блока и коленвала.

Однако возможности тут ограничены размерами опор коленвала и высотой блока цилиндров. На практике прибавка объема редко превышает 100-200 куб.см. Кроме того, растут нагрузки на поршень и повышается его склонность к деформациям из-за большой высоты.

Установка ГБЦ с увеличенными клапанами

Более простой способ немного поднять отдачу двигателя — это установить ГБЦ с увеличенными диаметрами впускных и выпускных клапанов. Это улучшит наполнение цилиндров свежим зарядом и удаление отработавших газов, то есть повысит коэффициент наполнения.

Например, для двигателей ВАЗ широко доступны тюнинговые ГБЦ с клапанами 39 и 35,5 мм против стандартных 37 и 31,5 мм соответственно. Прирост объемной мощности может составить 5-7%. Но нужно учитывать, что это даст эффект в основном на высоких оборотах. Для полного раскрытия потенциала желательно еще заняться перепрофилированием каналов ГБЦ, портингом и установкой облегченных клапанных пружин.

Иные способы тюнинга

Помимо увеличения рабочего объема, мощность атмосферного ДВС можно повысить и другими методами:

  • Использованием более производительной системы впуска и выпуска (ресивер, паук 4-2-1, прямоточный выхлоп)
  • Установкой распредвала с измененными фазами и увеличенными подъемами клапанов
  • Перепрограммированием или заменой блока управления двигателем
  • Применением систем впрыска закиси азота (нитро)

Но кардинально поднять отдачу поможет только наддув — установка турбокомпрессора или механического нагнетателя. Это позволяет в 1,5-2 раза увеличить количество воздуха и топлива, подаваемого в цилиндры. С их помощью можно снять с 1,6-литрового мотора 200-300 л.с. Но для надежной работы потребуется серьезно усилить многие узлы и детали двигателя.

Резюме

Увеличение рабочего объема двигателя остается самым эффективным способом повышения его мощности среди атмосферных моторов. Расточка блока цилиндров в сочетании с установкой более производительных ГБЦ, валов и систем впуска-выпуска способна дать прибавку в 30-50% к отдаче стандартного ДВС.

Однако важно учитывать, что форсировка потребует комплексного подхода и доработки многих систем двигателя. Повышенные нагрузки диктуют необходимость в усиленных поршнях, шатунах, более жестких пружинах, упрочнении постелей коленвала и других мерах. Поэтому к тюнингу нужно подходить взвешенно и поэтапно, чтобы сохранить ресурс и надежность мотора.

Ключевые слова: ВАЗ двигатель объем, тюнинг мотора ВАЗ, увеличение объема двигателя ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ, форсировка ВАЗ, тюнинг ДВС