Распредвалы: зачем они нужны и какие выбрать для ВАЗ?

Распределительный вал, или распредвал — один из ключевых элементов газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя внутреннего сгорания. Именно он отвечает за своевременное открытие и закрытие клапанов, обеспечивая впуск топливно-воздушной смеси и выпуск отработавших газов.

Конструкция распредвала

Распредвал представляет собой вал с кулачками, количество которых соответствует числу клапанов в двигателе. Вращаясь синхронно с коленчатым валом, кулачки нажимают на толкатели клапанов, открывая их в нужный момент. Форма кулачков определяет высоту подъема клапана и продолжительность его открытия, что напрямую влияет на мощностные и динамические характеристики двигателя.

В классической компоновке ГРМ распредвал располагается в блоке цилиндров и приводится в движение через цепь или ремень ГРМ от коленвала. В ряде современных двигателей (например, с двумя распредвалами) они могут находиться в головке блока цилиндров.

Выбор распредвала для ВАЗ

Автомобили ВАЗ классического семейства оснащались верхнеклапанными двигателями с одним распредвалом. Штатный распредвал обеспечивал неплохую тягу на низких оборотах, но ограничивал мощность на высоких. Поэтому, при тюнинге двигателя ВАЗ, одним из первых шагов часто становится замена распредвала на более «злой».

Существует множество вариантов тюнинговых распредвалов для ВАЗ от различных производителей, таких как СТТ, Стольников, Нуждин и др. Они отличаются профилем кулачков — высотой подъема и длительностью открытия клапанов в градусах поворота коленвала.

Например, популярные распредвалы 11.6 и 11.8 поднимают клапаны на 11,6 и 11,8 мм соответственно, в то время как у штатного подъем составляет 9,5 мм. Длительность фаз впуска/выпуска у них также больше: 280°/290° против 252°/252° у стандартного.

Увеличение подъема клапанов и продолжительности их открытия позволяет улучшить наполнение цилиндров на высоких оборотах, повысить мощность и приемистость двигателя. Но это происходит в ущерб крутящему моменту на низах и ровности холостого хода. Двигатель становится более «оборотистым», но менее эластичным.

При выборе тюнингового распредвала необходимо учитывать особенности своего двигателя и желаемый результат. Умеренные варианты 11.2, 11.4 дают прибавку мощности около 10% и подходят для повседневной езды. Экстремальные распредвалы 12+, 13+ раскрывают потенциал форсированных моторов, но требуют комплексной доработки ГРМ и непригодны для города.

Помимо правильного подбора профиля, важно убедиться в качестве изготовления распредвала. Многие гаражные умельцы изготавливают их методом напайки, что не обеспечивает должной точности и долговечности. Заводские изделия выполняются фрезеровкой из цельной заготовки и проходят закалку.

В заключение можно сказать, что распредвал — мощный инструмент тюнинга двигателя ВАЗ, позволяющий изменять его характер под свои задачи. Но к выбору нужно подходить с умом, соблюдая золотую середину и учитывая ресурс сопряженных деталей. А установку тюнингового распредвала лучше доверить опытным специалистам.