Расточка блока цилиндров: выбор правильного размера поршней и колец
Расточка блока цилиндров является важным этапом капитального ремонта двигателя автомобиля. От правильного выбора размера поршней и поршневых колец во многом зависит эффективность работы и ресурс мотора. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Зачем нужна расточка блока цилиндров?
В процессе длительной эксплуатации двигателя внутренняя поверхность цилиндров постепенно изнашивается, на ней появляются задиры, овальность и конусность. Это приводит к увеличению зазоров между поршнями и стенками цилиндров, снижению компрессии, повышенному расходу масла и ухудшению мощностных характеристик мотора.
Расточка блока позволяет восстановить геометрию цилиндров и устранить дефекты их поверхности. При этом диаметр цилиндров увеличивается до ближайшего ремонтного размера. Соответственно, требуется установка новых поршней и колец большего диаметра.
Определение ремонтного размера
Производители двигателей обычно предусматривают несколько ремонтных размеров цилиндров, которые превышают номинальный диаметр на 0,25, 0,5, 0,75 или 1 мм. Максимально допустимый ремонтный размер зависит от толщины стенок блока цилиндров и в среднем составляет 1-1,5 мм.
Точный ремонтный размер определяется путем измерения диаметра цилиндров после расточки в нескольких поясах и плоскостях с помощью нутромера или микрометра. Полученное значение округляется до ближайшего стандартного ремонтного размера.
Выбор поршней
Поршни подбираются по ремонтному размеру цилиндров и должны иметь соответствующую маркировку на днище, например, 0,25, 0,5 и т.д. Помимо диаметра, необходимо учитывать форму камеры сгорания поршня (плоская, выпуклая, с выемкой под клапаны), высоту компрессионных колец и другие конструктивные особенности.
Зазор между поршнем и цилиндром («юбкой») должен соответствовать спецификации производителя. Как правило, он составляет 0,025-0,045 мм для бензиновых двигателей и 0,035-0,055 мм для дизельных. Слишком маленький зазор может привести к заклиниванию поршня, а чрезмерный — к стуку, быстрому износу и повышенному расходу масла.
Выбор поршневых колец
Поршневые кольца также подбираются по ремонтному размеру цилиндров. При этом желательно использовать кольца того же производителя, что и поршни, чтобы обеспечить их точную подгонку по посадочным канавкам.
Размер колец по высоте должен соответствовать размеру канавок на поршне. Обычно на поршне устанавливается 2-3 компрессионных кольца (верхнее — прямоугольное или минутное, среднее — конусное или скошенное) и 1-2 маслосъемных кольца (обычно составные, из 2-3 элементов).
Зазоры в замках колец должны соответствовать рекомендациям производителя и обычно составляют: 0,2-0,4 мм для верхнего компрессионного кольца, 0,3-0,5 мм для остальных. Слишком малый зазор может привести к поломке колец при тепловом расширении, а слишком большой — к прорыву газов, снижению компрессии и повышенному расходу масла.
Приработка деталей
После установки новых поршней и колец в расточенные цилиндры необходимо обеспечить их правильную приработку. Для этого нужно соблюдать определенный режим эксплуатации двигателя на протяжении первых 1000-2000 км пробега.
В этот период рекомендуется избегать высоких оборотов и полной нагрузки на двигатель, чаще менять масло (желательно использовать специальное «обкаточное» масло с высокими противоизносными свойствами), следить за уровнем масла и охлаждающей жидкости.
Правильная приработка позволяет снизить износ деталей и продлить ресурс отремонтированного двигателя. Признаками успешного завершения приработки являются стабилизация расхода масла, тихая и ровная работа мотора, отсутствие дыма из выхлопной трубы.
Заключение
Таким образом, правильный выбор поршней и поршневых колец при расточке блока цилиндров — залог качественного ремонта двигателя. Ремонтный размер цилиндров определяет диаметр и маркировку поршней и колец. Зазоры между поршнями и цилиндрами, а также в замках колец должны соответствовать спецификации производителя. Приработка деталей после ремонта требует аккуратной эксплуатации двигателя на протяжении первых 1000-2000 км пробега.