Стабилизаторы поперечной устойчивости: улучшаем управляемость ВАЗ

 

Введение Управляемость автомобиля — один из ключевых факторов, влияющих на безопасность и комфорт вождения. Особенно это актуально для отечественных автомобилей марки ВАЗ, которые не всегда отличаются хорошими ходовыми качествами. Но есть способ существенно улучшить поведение машины на дороге — установка стабилизаторов поперечной устойчивости.

Что такое стабилизатор поперечной устойчивости Стабилизатор поперечной устойчивости (он же «антиролл») — это П-образный металлический стержень, соединяющий правую и левую части подвески. Он связывает колеса через пружины или рычаги и не дает кузову сильно крениться при поворотах и неровностях.

Стабилизатор — упругий элемент подвески, который работает на скручивание. При крене кузова одна сторона стабилизатора поднимается вместе с колесом, а вторая опускается, передавая часть нагрузки на противоположную сторону. Тем самым выравнивается положение кузова относительно дороги.

Стандартные стабилизаторы ВАЗ На автомобилях марки ВАЗ классической компоновки (заднеприводные седаны и универсалы) штатно устанавливаются стабилизаторы только на передней подвеске. Модели Самара, десятое и двенадцатое семейство получили стабилизаторы и на задней оси.

Стабилизаторы ВАЗ сделаны из обычной пружинной стали и имеют диаметр прутка 18-22 мм в зависимости от модели. Они крепятся к нижним рычагам на резиновых подушках и соединяются с лонжеронами кузова через резинометаллические шарниры.

Слабое место стабилизаторов — резинки, которые со временем изнашиваются и теряют упругость. Из-за этого стабилизатор перестает нормально выполнять свои функции. Поэтому многие владельцы ВАЗов меняют штатные резинки на полиуретановые или устанавливают дополнительные стойки.

Тюнинг стабилизаторов Чтобы еще больше уменьшить крены кузова и улучшить управляемость, можно установить на ВАЗ усиленные стабилизаторы. Они делаются из прутков большего диаметра (21-24 мм) и более жесткого материала. Производители таких стабилизаторов — фирмы Autoproduct, Demfi, DynamicSport.

При установке нужно учитывать, что более жесткие стабилизаторы хоть и уменьшают крены, но могут негативно сказаться на плавности хода и увеличить нагрузки на опоры и шарниры подвески. Поэтому не стоит сильно увлекаться утолщением прутков.

Оптимальный вариант для улучшения управляемости — купить регулируемые стабилизаторы. У них можно менять жесткость в небольших пределах, перемещая крепления на рычагах. Такую подвеску легче настроить под свой стиль вождения и дорожные условия.

Дополнительные стабилизаторы Некоторые водители устанавливают дополнительный задний стабилизатор даже на классические ВАЗы, хотя штатной конструкцией он там не предусмотрен. Благодаря ему автомобиль меньше кренится на поворотах и увереннее держит дорогу.

Самый известный вариант — стабилизатор от Нивы ВАЗ-2121. Его можно установить на любую классику, немного доработав крепления. Диаметр прутка — 18 мм. К задней оси стабилизатор крепится хомутами вместе с амортизаторами, а концы фиксируются около рессор.

Существуют и готовые варианты дополнительных стабилизаторов, разработанные именно для классических моделей ВАЗ. Их производят небольшие фирмы и гоночные команды, например, «Пионер Моторс» или Autoproduct. Цена вопроса — около 2-3 тысяч рублей за комплект.

Заключение Стабилизаторы поперечной устойчивости — обязательный элемент подвески, который помогает сделать любой ВАЗ более устойчивым и послушным в управлении. Стандартные стабилизаторы со временем теряют эффективность из-за износа резинок, поэтому их нужно обслуживать или менять на более жесткие варианты.

Оптимальный способ улучшить управляемость — поставить комплект регулируемых стабилизаторов известных производителей. Но даже бюджетный вариант в виде дополнительного заднего стабилизатора от Нивы способен здорово преобразить поведение классического ВАЗа на дороге. Главное — не переусердствовать с жесткостью, чтобы не ухудшить плавность хода.

Ключевые слова:

  • ВАЗ
  • стабилизатор поперечной устойчивости
  • антиролл
  • классика ВАЗ
  • управляемость
  • тюнинг подвески
  • дополнительный стабилизатор
  • регулируемый стабилизатор